hymenopter (hymenopter) wrote,
hymenopter
hymenopter

Category:

Crew Dragon от SpaceX на финишной прямой

Сначало кратко предыстория. В сентябре 2014 г. SpaceX и Боинг победили в конкурсе НАСА на разработку пилотируемых кораблей для доставки астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). SpaceX получил на создание Crew Dragon 2.6 млрд $, Боинг на корабль Starliner - 4.2 млрд. $. Оба корабля разрабатываются с учетом возможности многоразового применения. Crew Dragon первоначально планировали мягко сажать на посадочную площадку на двигателях SuperDraco, но из-за сложностей сертификации такой посадки в НАСА вскоре заменили на привычное приводнение в океан на парашютах. Starliner будет приземляться на парашютах на грунт на надувных амортизирующих подушках. В целом конструкция Crew Dragon более продвинутая и инновационная (рискованная), чем у Starliner, который выполнен по более "классической" схеме, но это отдельная большая тема.

При заключении контракта пилотируемые полеты планировали начать в 2017-м году, но по причине недофинансирования и изменения требований со стороны НАСА, а также из-за технических проблем в ходе разработки, эксплуатация обоих кораблей так и не началась. Долгое время SpaceX и Боинг шли практически ноздря в ноздрю, и до недавнего времени сохранялась интрига, какая компания запустит астронавтов первой. К слову, помимо контракта на пилотирумый корабль, в январе 2016 г. SpaceX выиграла конкурс (вместе с Dream Chaser и Cygnus, Starliner Боинга - в пролете) на беспилотные грузовые полеты к МКС. Эксплуатация грузовой версии нового Дракона начнется осенью, корабли "старой" версии уже выведены из эксплуатации и больше запускаться не будут.

В ходе разработки по требованию НАСА на Crew Dragon к трем куполам парашюта добавили четвертый, из-за этого пришлось заново проходить программу испытаний парашютов. Недавно, в конце марта, в ходе одного из заключительных тестов парашютной системы по вине вертолета, проводившего сброс макета, была потеряна капсула. Несмотря на этот инцидент, самый последний тест из большой серии испытаний только что завершился успешно:


Система аварийного спасения (САС) испытывалась дважды: в мае 2015 г. капсула сработала непосредственно со стартового стола:


и второй раз в полете в январе этого года на модифицированной (без второй ступени) ракете Falcon 9, в момент наибольших динамических нагрузок на высоте 19 км:


Вскоре после срабатывания системы аварийного спасения ракета красочно взорвалась


капсула же благополучно приводнилась в океане в 32 км от места старта.

До этого, в марте 2019 г., SpaceX, опередив Боинг, осуществили первую демонстрационную миссию к МКС. Полет прошел практически идеально, капсула побывала на МКС, а затем благополучно приводнилась в океане. SpaceX даже журналистскую премию получили за отличное освещение (трансляцию) миссии на всех этапах.


К сожалению, вскоре после этой миссии, 19 апреля 2019, возвратившаяся капсула эффектно взорвалась в ходе внутренних испытаний SpaceX. Хотя причина была скоро установлена, а ее устранение не потребовало значительных доработок, психологический эффект на впечатлительную публику произведен был сильный, и пилотируемый полет отложили на значительное время.


Боинг свой аналогичный тестовый пуск к МКС провел на девять месяцев позже - в декабре 2019 г. Из-за сбоя ПО Starliner до станции добраться не смог и досрочно вернулся на Землю. Цели испытательного полета были достигнуты лишь частично. Позже, в ходе расследования, были выявлены другие грубые недоработки корабля. Недавно Боинг озвучил тяжелое решение о повторении демонстрационного полета к МКС, который предварительно запланирован на вторую половину 2020-го года. С большой вероятностью гонку со SpaceX за первый пилотируемый полет Боинг проиграл, репутационные потери измерению не поддаются (тут космические проблемы "удачно" наложились на авиационные, в частности с самолетами 737 MAX), да и объективно перспективы Starliner не сильно радужные. Помимо технических проблем, их корабль штучно оказался значительно дороже, чем Crew Dragon. И ракета Atlas V у них дороже. Припомним также, что на разработку Starliner (еще не завершившуюся) ушло почти вдвое больше денег, чем на Crew Dragon.


Наконец, после всех задержек, испытаний и аварий, полет пилотируемого Crew Dragon с экипажем из двух астронавтов запланирован на 27 мая 2020 г. Ракета для этого пуска изготовлена и испытана. Капсула - тоже. Несмотря на то, что данная миссия считается испытательной (лишь после нее корабль сертифицируют для регулярных полетов), и изначально ее планировали сделать короткой, она продлится от одного месяца до четырех, в зависимости от состояния капсулы Crew Dragon. Фактически, если не случится неожиданностей, астронавты проведут на станции время, лишь немного меньшее, чем продолжительность регулярной миссии. Прямо сейчас НАСА ведет переговоры с Роскосмосом о покупке дополнительных мест на Союзе, для подстраховки. Будем надеяться, что эти места не понадобятся :-)


Астронавты Doug Hurley и Bob Behnken, получившие назначение в экипаж для этой миссии много лет назад, к старту готовы. Летный костюм для экипажа компания SpaceX разработала сама.


И приятным бонусом: еще до первого полета с экипажем, SpaceX получила несколько коммерческих контрактов на полеты Crew Dragon, помимо миссий в интересах НАСА.
Tags: spacex, космос
Subscribe

  • Роскомнадзор против энтомологов

    Вернее, пока еще нет, но в перспективе - вполне может случиться. Коллеги прислали такую ссылку: Роскомнадзор приравнял название города [Охуелос] в…

  • Stethantyx covida и последствия

    На днях вышла первая в этом году моя статья, где помимо прочего описан новый вид Stethantyx covida. В этимологии аккуратно написал, что "this…

  • Решение этимологических вопросов

    Сижу, описываю новый вид: S. covidia sp. nov. Etymology. This abundant Mexican species is named after the Covid-19 (Coronavirus). Во второй статье…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments