hymenopter (hymenopter) wrote,
hymenopter
hymenopter

Цивилизация IV - победа!

Ну что, в субботу впервые победил в Civilisation IV, Warlords на уровне сложности "принц". Пришлось помучаться, до этого играл на "аристократе", там победы давались много легче. Каких-то 18 часов игрового времени, и враги повержены и унижены: американцы с китайцами - вассальные государства на задворках империи, едва выживают на пособия, немцы - разгромлены, несмотря на развитую авиацию и упорное сопротивление до последнего солдата (вообще-то мы дружили и в целом они технологически заметно опережали, но вероломное нападение без объявления войны - серьезный фактор, уравнивающий шансы). Римляне, персы и прочие зверушки давно канули в историю. Солдаты-ветераны со 150+ очков опыта моют сапоги в обоих океанах мира. Христианство - основополагающая религия планеты Земля. Граждане по рождению в меру набожны, в меру образованы, счастливы и купаются в роскоши, недавно отправили звездолет к Альфа-Центавре.

Замечания по игре (нервным и не игрокам не читать)
Выбор национальности и непосредственно лидера зависит от стиля игры. После длительного тестирования многих вариантов пришел к выводу, что оптимальным выбором являются (не смейтесь) Россия и Сталин. Национальный юнит Казак становится доступен вскоре после изобретения пороха - очень своевременно, как раз для ведения войн на среднем этапе игры, когда уже достаточно развился и освоил начальные ресурсы, и уже морально готов попросить миролюбивых соседей поделиться природными богатствами и территориями. Сталлин дает начальный бонус к силе военных юнитов - великое поспорье при ведении войн.

Удачный старт - залог победы. Столица должна располагаться на побережье как минимум с 4-5 ресурсами (одна, а лучше две клетки должны быть "рыбные"). Если один из ресурсов камень или мрамор - очень повезло, можно будет быстро строить соответствующие Чудеса Света. Если в пределах империи не обнаруживаются бронза или железо, можно смело начинать игру с начала. Крайне важно иметь источник лошадей у себя, либо у ближайших соседей, которых намереваешься завоевать на этапе Секироносцев и Булавоносцев.

Религии. Первым делом изучаем ранние религии - Буддизм, Индуизм, Иудаизм. Если повезет и удастся основать все три, это сильно притормозит конкурентов и наполнит казну. Постройкой Оракула или первым же пророком исследуем Богословие (дает Христианство), затем Свод законов (Конфуцианство). Вторым Пророком строим Культовое сооружение государственной религии - ради бабла. Если по ходу игры удастся основать еще и оставшиеся религии (Даосизм и Ислам) - вообще шикарно, но шансов добиться этого немного.

Столица и города. В столице первым делом производим рыболовные суда (здорово улучшают производство и демографию). Затем казармы и одного-двух воинов, чисто для спокойствия жителей. После чего, в зависимости от конкретной ситуации, сначала рабочего и затем Стоунхэндж (дает прирост культуры новым городам - очень важно на начальных этапах), либо наоборот. Далее, стараемся создать Великую стену (защитит от варваров и облегчит рождение Генерала) и основать один-два новых города. Города строим на максимальном удалении друг от друга, но с расчетом, чтобы зоны культурного влияния перекрывались - иначе в промежутки мигом поселятся нахальные конкуренты. Часто имеет смысл построить город на узком перешейке или на стыке границ государств - когда придет время войн, удар врага будет приходиться именно сюда. Оборонять один город гораздо легче, чем несколько. Стараемся, чтобы в клетках, непосредственно примыкающих к пограничным городам, не было холмов, и тем более - холмов с лесом или джунглями! Всю растительность в пригороде оперативно вырубаем - осаждающей армии негде будет прятаться, а нам удобнее бить гадов из-за городских стен.

Политика миролюбия и дружбы со всеми - безнадежно тупиковая, если только ты не развиваешься со значительным отрывом от всех остальных. Увы, на высоких уровнях сложности это, на мой взгляд, совершенно нереально - вырывать преимущество приходится только в кровавых войнах. Поэтому изначально выбираем одного или нескольких "друзей" - отдаленных географически, с кем собираешься воевать в последнюю очередь. Иногда наоборот, выбираешь в друзья государство, расположенное в центре, с ним "дружишь" и через его территорию ведешь захватнические войны.

Готовимся к войне. В идеале войны приурочиваются к появлению нового типа юнитов (Секироносец, Булавоносец, Казак, Фузиллер, Пехотинец). Нескольким секироносцам/булавоносцам максимально прокачиваем атаку городов, два-три юнита бережем, при появлении Генералов создаем из них Полководцев, что позволяет в дальнейшем апгрейдить их без потери квалификации и опыта. На средних и поздних этапах эти монстры с ходу крушат защиту любых городов. Избегаем затяжных войн! Стараемся захватывать или уничтожать города быстрыми стремительными ударами. Если цели войны не достигнуты за 10 ходов - война не удалась. На присвоенных территориях строим города; имеет смысл придерживать Великих талантов (если такие рождаются) и селить их в новых городах; плюс 12 к росту культуры позволят быстро охватить окрестные земли вашим влиянием и не позволят поселиться конкурентам. Не всегда обязательно объявлять войну самому (от этого население делается недовольным), иногда можно специально нахамить агрессивно настроенному соседу - он сам нападет, и народные массы охотно пойдут записываться в добровольцы защищать Родину, безропотно станут трудиться у станка в три смены..!
Subscribe

  • Наш ответ Илону Маску

    Только что вышла статья в Зоотаксе. Идея дать названия двум новым видам с Мадагаскара phobos и deimos появилась после соответствующего переименования…

  • Дела дорожные

    Взял билет в Мексику на 8 июля. Вариантов перелета через Атлантику стало совсем мало по сравнению с до-ковидными временами. В общем поменял у…

  • Зубы, ноутбуки и кредитки

    Зубы. Неделю назад удалил разом два зуба мудрости на левой стороне, последние из остававшихся. В профилактических целях, так как пользы от них нет,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments